Личный брендинг — это стратегический процесс создания, позиционирования и поддержания положительного впечатления о себе, основанный на уникальном сочетании индивидуальных характеристик, которые сигнализируют об определённом обещании целевой аудитории посредством дифференцированного повествования и образов. Комплекс таких действий вполне допустим в экономике знаний, как механизм саморекламы, в стремлении к реализации шагов по достижению цели. Этот процесс является стратегическим для человека в том смысле, что он координируется и дифференцируется на индивидуальном уровне. Хотя персональное брендирование «себя любимого», как правило, является проактивным, оно представляет собой процесс как сознательного, так и бессознательного поведения. Это означает, что индивид может быть преднамеренным в своих действиях, чтобы вызвать определённое восприятие со стороны, или может быть непреднамеренно обозначен в восприятии сторонних наблюдателей, на основе продемонстрированных предубеждений, таких как реакции на конкретный опыт. Личный брендинг оказывает положительное и косвенное, но значительное влияние на удовлетворённость жизнью в вопросах карьерных достижений.
Чтобы быть тем человеком, которым мы стремимся быть, мы должны снова быть уязвимыми. Мы должны снять доспехи, сложить оружие, появиться и показать себя в смелом лидерстве. В этом контексте «быть лидером» определяется не просто ролью, а скорее поведением и мышлением человека. Смелое лидерство состоит из четырёх наборов навыков, которые поддаются обучению, наблюдению и измерению:
1) умение справляться с уязвимостью;
2) жить в соответствии с нашими ценностями;
3) иметь способность завоёвывать доверие
4) научиться работать и помогать ближнему.
Каждый из этих факторов позволяет нам быть открытыми для того, что случится дальше в нашей жизни, учит и подготавливает нас к определению тех событий, которые, возможно, наступят в результате наших действий. По сути, процесс перехода к карьере в другой сфере деятельности — это процесс уязвимости, аутентичности и размышления о целях, страхах, личных ограничениях, талантах и даже предубеждениях. Хотя на этот процесс также влияют личные факторы, имеющие важное значение, такие, как уровень зарплаты, опыт, личностные качества, открытость к мотивации и гибкость. Эти качества могут продвинуть процесс вперёд к достижению конечной цели, согласно стратегии карьерного перехода:
1) демонстрация достоверности и добросовестности, надёжности и честности;
2) соблюдение последовательности и способность всегда приносить пользу;
3) последовательность в согласованности ясности целей, значений и смыслов.
Смена карьеры должна начинаться с пяти ключевых принципов:
1) внимательно пристально рассмотрите этапы своего пройденного карьерного пути и поймите свою мотивацию, для перемен;
2) примите и закрепите решение измениться;
3) не спеша и рассудительно внесите необходимые коррективы;
4) соотнесите изменение с тем, что для вас действительно важно;
5) определите свою идентичность и сопоставьте с ней цель личного «бренда».
У людей, которые более привержены своей нынешней профессии (либо роли), при рассмотрении этих пунктов стратегии, может пропасть желание к переменам, и они не смогут рискнуть выйти за пределы своей «границы компетенции», поскольку они пытаются адаптивно реагировать на меняющиеся требования с тем, что уже имеют. У некоторых может возникнуть естественное сопротивление потере того, с чем они больше всего знакомы по роду своей настоящей деятельности. Важно понять, какие личные потери поставлены на карту в этой «ситуации больших перемен», начиная с разновидности самой потенциально-новой работы и заканчивая риском потери финансового благополучия, статуса, отношений, актуальности, идентичности, профессионального сообщества, лояльности и компетентности.
Оценка нынешних карьерных достижений становится таким же саморефлексивным упражнением для понимания мотивации и устремлений, как и оценка собственных навыков и компетенций. Это также требует определения рамок стратегии перехода к новому виду деятельности, чтобы определить конечные результаты или цели, образование, возможности обучения, требования к опыту, тип необходимой поддержки и реалистичные ожидания по срокам выполнения плана.
Начиная с принятия основных постулатов укрепляется план достижения целей стратегии. В некоторых случаях для достижения желаемого результата может потребоваться комбинация решений. Наличие самого факта планирования и пересмотр её пунктов один или два раза в течение года, с анализом прошедших этапов и принятых мер, становится важным фактором для личного осмысления и достижения результатов.
Те, кто успешно переосмыслил свои действия за прошедшие периоды жизни, могут почувствовать, что карьерный переход в некоторой степени был предсказуем и предопределён. Однако тем, кто впервые пытается круто изменить свою трудовую стезю, может потребоваться дополнительная поддержка и коучинг со стороны коллег, знакомых, наставников и даже, иногда, просто случайных людей из того профессионального сообщества, куда человек собирается влиться. Такие карьерные переходы часто происходят по мере того, как человек взрослеет и продвигается от одного периода развития к другому на протяжении всей своей жизни. Процесс смены профессии может оказаться проще для людей, которые находятся вначале своего трудового пути, поскольку организационная практика, как правило, фокусирует усилия по обучению и развитию на этой категории населения. Такие элементы, как дополнительное профессиональное обучение и наставничество, создают естественную подотчётность по отношению к целям, временным рамкам и подходам, позволяя человеку вносить необходимые коррективы. Это итеративный процесс, который требует иногда измерения и переоценки со стороны самого индивида.
Планирование карьерного роста следует обдумывать за месяцы или даже годы до того, как это произойдёт. Важно установить истинный вектор движения и конкретные цели, к которым нужно стремиться, оставаясь последовательным и приверженным достижению конечной точки. Активизация процесса перехода к карьерной стратегии ускоряет эту работу после завершения предварительного планирования.
Любой человек может наилучшим образом определиться с собственной идентичностью и целью создания личного бренда (правильной подаче себя в качестве профессионала или человека, стремящегося им стать). Есть три тестовых вопроса для самопроверки:
1) Существует ли у Вас самого понимание того, чего вы хотите, объективного признания ваших способностей и возможностей?
2) Насколько осознанно Вами знание того, что движет вами и приносит вам удовлетворение?
3) Знаете ли Вы каковы ваши ценности и приоритеты?
Эти три элемента помогают сформировать личный бренд. Он состоит как из профессиональных, так и из личностных элементов, которые определяют для окружающих, кем является такой человек, и как он может представлять себя сознательно и неосознанно. Например, существуют более явные факторы, по которым о человеке создаётся впечатление – такие, как стиль общения, поведение, внешний вид, а также личные и профессиональные достижения, которые можно проверить или продемонстрировать. Есть менее заметные внешние качества, такие как эмоциональный интеллект или коэффициент. Для их выявления другим людям может потребоваться более глубокое общение на протяжении длительного времени. Эмоциональный интеллект — это то, как мы справляемся со своими эмоциями. А вот эмоциональный коэффициент (также известный как коэффициент эмоционального интеллекта) – это более тонкая настройка, которая измеряет уровень саморефлексии, самосознания и межличностных взаимодействий с другими людьми.
Позиционирование себя требует, прежде всего, ясности в отношениях с другими, чтобы они могли установить необходимые связи с достижениями и квалификацией человека, а также с тем, какие возможности может предложить кандидат на вакансию в роли действующего сотрудника, для помощи организации в достижении целей компании. Личный бренд человека также демонстрирует то, что вдохновляет человека, каковы его цели и какое влияние они оказали на формирование характера. Чего люди не всегда осознают, так это того, что бренд, намеренно или нет, влияет на то, как они воспринимаются другими.
Профессиональный и личный опыт основывается на том, чего достиг человек, и должен быть сопоставлен с требуемыми способностями, необходимыми в будущем. Сопоставление опыта и навыков, даёт возможность сосредоточить внимание на существующих известных пробелах. Это помогает понять возможности получения необходимого образования и развития опыта в тех областях, где компетенций недостаточно. Обучение — это непрерывный процесс, который продолжается в течение всей жизни. Не обязательно пытаться научиться всему сразу, но с помощью тщательно разработанного плана перехода можно обозначить достижимые вехи длинного пути. Для осуществления изменений требуется сделать всего несколько шагов, которые должны включать:
1) разработку плана взаимодействия;
2) пошаговое определение целей;
3) установление уровня ожиданий от своей настойчивости, терпения, позитивности и профессионализма.
Начините с построения «дорожной карты» возможных заинтересованных сторон в своём окружении — так смогут определиться наиболее эффективные контакты, с которыми следует установить связь во время этого своего «путешествия». Такая сеть нужных контактов может быть активирована на основе согласования поставленных целей и карьерных желаний, а это гарантирует, что общение с нужными людьми может быть согласовано и максимизировано в нужное время.
Люди, которые успешно восходят по карьерной лестнице, опираются на свои текущие и предыдущие отношения с коллегами и знакомыми, планируя другие будущие социальные связи, чтобы закрыть пробелы в знаниях. Такие связи повышают уровень уже существующего опыта, усиливают социальную поддержку, позицию наставничества и коучинга. Грамотно выстроенные профессиональные отношения, когда они структурированы с объективным и заслуживающим доверия коллегой, могут обеспечить ценную обратную связь о восприятии и будущих направлениях действий. Обратная связь, в профессиональном контексте, должна быть:
1) актуальной для человека в переходный период;
2) управляемой (достижимой);
3) конкретной;
4) значимой в том, как она может способствовать личностному развитию;
5) своевременной;
6) быть из надёжного и заслуживающего доверия источника;
7) прикладной, адаптированной и связанной с конкретной ситуацией.
Когда такая модель дополнена личными размышлениями и мотивацией, то она становится значимым способом предоставления человеку объективного руководства к действию.
Наставничество, коучинг и поддержка
Наставник — это человек, который может выступать в качестве образца для подражания, с кем можно поделиться идеями, указать на слабые места, сотрудничать над идеями. Этот человек может поддерживать развитие и рост. Тренер (коуч) позволяет людям осознать свои способности и действовать более обдуманно, предоставляя рекомендации по производительности и поведению в качестве периодической практики. Человек, оказывающий поддержку, указывает на ценность, которую приносит опекаемый, направляя его к цели карьерного перехода. Один человек может выступать во всех трёх ролях.
Истинное призвание — это внутреннее ощущение того, чего кто-то хочет достичь в жизни, сочетание ценностей, убеждений и стремления к цели. Этот фактор удерживает людей на верном для них пути. Перед проведением целенаправленных профориентированных дискуссий отдельные лица могут разработать руководство по беседе, в котором основное внимание уделяется нескольким ключевым областям, представляющим интерес, связанным с их устремлениями, продвижением по службе и возможностями развития. В результате, благодаря чётко сформулированной цели и представлению собственного «бренда», люди могут создать эффект ореола того, как они хотят, чтобы их воспринимали.
Процесс аутентичности (важность познания своего подлинного «я») начинается с саморефлексии и приводит к состоянию познания самого себя. По мере того, как человек разбирается в своих стремлениях, он может обнаружить и мотивацию (либо страсть), которая будет способствовать ему в достижении его цели. Процесс саморефлексии глубже изучает мотивы, предубеждения и поведенческие триггеры. Этот процесс требует глубокого самоанализа и острого осознания того, откуда берутся энергия и страхи. Критическое мышление, например, может быть неправильно истолкована коллегами, как недостаток мотивации, но ими всегда будут приветствоваться настойчивость, терпение, позитивность и профессионализм. Это не означает того, что надо перестать рассматривать любую ситуацию критически.
Настойчивость не подразумевает иррациональности, но требует последовательности, целеустремлённости и терпения в процессе смены профессии. Сам процесс перехода к новой работе может быть утомительным -как утверждают специалисты, для успешного перехода может потребоваться от 5 месяцев до 5 лет, в зависимости от способностей человека и его мотивации.
Данные психологических исследований показали, что позитивно настроенные люди более успешны в получении должностей и адаптации. Существует достаточно сильная корреляция между участниками наблюдений, которые более стрессоустойчивы, полны надежд и оптимистичны, поскольку они с большей вероятностью воспринимают себя в новой профессии. И напротив, негативное или диссонирующее поведение может вызвать у людей желание избегать кого-либо, в отличие от позитивного или резонансного поведения, вызывающего энергичную дружелюбную реакцию.
Человеку надо понимать, что переход в другую профессиональную стезю выходит за рамки элементарного приобретения новых знаний и развития новых навыков. Такие важные жизненные изменения, как правило, положительно влияют на формирование новой идентичности личного бренда. Мы сами — это перемены, к которым мы стремимся, и они могут произойти в результате перехода в ту профессию, которая нам ближе по душе.