Современные детские психологи рекомендуют не спешить отдавать детей в сад и подождать до 3-х лет. К этому возрасту психика ребенка максимально дозревает до уровня, способного справиться со стрессом расставания с мамой, пусть и ненадолго. Причины нежелания ходить в детский сад, описанные ниже, рассматриваем для случаев у деток от 3-х лет и старше.
Родительские страхи
Самый распространенный страх проявляется у мамы: «Будет часто болеть. О нем не позаботятся так, как забочусь я». Бывает, сами родители получили негативный опыт в детстве от посещения детского сада, и неосознанно передают малышу свое восприятие – случайными фразами, мимикой. Есть случаи, когда мама настолько привыкла быть целым миром для ребенка, что ее саму страшит мысль о расставании. Особенно распространены такие случаи в семьях, где ребенок – первенец.
Дети быстро считывают информацию, которую взрослые транслируют без слов. Они подстраиваются под настроение родителей: «Мама боится. Значит, если я пойду, там случится что-то страшное».
Подталкивание ребенка к взрослению
Порой по личным причинам родители, наоборот, спешат отдать ребенка в сад. Неосознанно они стремятся подтолкнуть малыша к быстрому взрослению. А для кого-то уровень самостоятельности детей – повод для личной гордости, показатель, что они – хорошие родители.
В такой ситуации дети испытывают стресс: «Вдруг у меня не получится?» И неосознанно боятся нового этапа в их жизни. Но если родители поймут первопричины своих переживаний, они перестанут навешивать на ребенка свои ожидания. Тогда малышу станет проще адаптироваться к детскому саду.
Важно! Порой детей спешат устроить в сад по причине необходимости выти на работу. В такой ситуации лучше сначала помочь малышу адаптироваться к новому общению, а затем – работать.
Период адаптации в равной степени важен маме и ребенку, на это нужно время.
Неготовность ребенка к самостоятельности
Неумение самостоятельно кушать, обуваться или выполнять еще какие-то простые действия осложняют адаптацию детей к детскому саду. Начиная от желания подражать другим детям, которые уже многое умеют, и заканчивая негативным настроением воспитателя, когда 10 из 15 детишек не могут застегнуть тапочки или отказываются самостоятельно есть. В последнем случае дети не видят взаимосвязи между их действиями и реакцией воспитателя. В их понимании реакция взрослого напрямую связана с ребенком: «Тетя на меня злится, она меня не любит».
Индивидуальные особенности
Бывают случаи, когда ребенок обладает непереносимостью шума или прикосновения без предупреждения, невозможность спать в незнакомом месте или постоянно играть в активные игры. Такие особенности нередко встречаются и у взрослых людей. Если родные могут знать и с пониманием относиться к потребностям малыша, то в саду при общении с детьми он вряд ли сможет удержать рамки допустимого для себя. И этот дискомфорт станет причиной нежелания ходить в сад, вызывать ежедневный стресс из-за необходимости идти против своего желания.
Если ваш ребенок имеет такую особенность, стоит подыскать сад, в котором воспитатели готовы и способны помочь ребенку адаптироваться, учитывая его индивидуальность.
Ярлыки
Не стоит ожидать от ребенка только одного стиля поведения. Дома он может быть спокойным мальчиком и маминым помощником, а в саду – проявлять качества лидера и заводилы. Но если ребенок постоянно будет слышать «будь хорошим мальчиком», то неосознанно будет подавлять желание активничать и развивать другие свои качества. Такой внутренний конфликт тоже может стать причиной нежелания ходить в сад, ведь там хочется проявить себя по-другому, а все ожидают, что он будет «хорошим мальчиком» в любой ситуации.
RITUZIK.RU — Интернет-магазин детской обуви и одежды