В состав электрооборудования каждого судна входят судовая электроэнергетическая система (СЭЭС) и приемники (потребители) электроэнергии. СЭЭС предназначена для бесперебойного снабжения электроэнергией приемников во всех эксплуатационных режимах судна. Эта система состоит из источников электрической энергии, линий электропередач, электрораспределительных щитов и преобразователей электроэнергии.
Электрораспределительный щит, к которому подключены источники электроэнергии и судовая силовая электрическая сеть, называется главным распределительным щитом (ГРЩ).
Совокупность источников электрической энергии с главным распределительным щитом принято называть судовой электростанцией. Совокупность линий электропередач с распределительными щитами называется электрической сетью.
Различают судовые электростанции малой мощности (200—500 кВт), средней (500—2000 кВт) и большой мощности (свыше 2000 кВт). На баржевозах, промысловых базах, научно-исследовательских судах мощность электростанций достигает 6 000 кВт и более.
Особое значение имеет электрооборудование на турбоэлектроходах или дизель-электроходах, у которых гребной винт вращается электродвигателем, получающим ток от генератора, приводимого в движение турбиной (паровой или газовой) или дизелем. Мощность гребных электроустановок достигает нескольких десятков тысяч киловатт.
На судах в основном используется электрооборудование на переменном токе напряжением 220—380 В с частотой 50 Гц. СЭЭС переменного тока по сравнению с СЭЭС постоянного тока дает возможность преобразовывать напряжение с помощью трансформаторов; получать электроэнергию от береговой сети без преобразователей; повысить уровень унификации судового оборудования с электрооборудованием берегового применения.
Основными потребителями на судах являются электроприводы механизмов и устройств. Хотя электродвигатели (основные элементы электроприводов) постоянного тока имеют ряд преимуществ (более простое и плавное регулирование в широком диапазоне частоты вращения, быстрое изменение направления вращения, допустимость больших перегрузок), на судах устанавливают электродвигатели переменного тока, так как они меньше по массе и габаритам и имеют более высокий КПД. Кроме того, двигатели постоянного тока создают сильные радиопомехи (из-за искрения щеток) и более высокий уровень шума. Важным преимуществом является также меньшая пожаро- и взрывоопасность, поскольку у машин переменного тока нет коллектора, в котором происходит искрение.
Электрооборудование для судов изготовляют в специальном морском исполнении. В соответствии с требованиями Правил Регистра СССР все устройства и системы, составляющие электрооборудование судов, рассчитывают на нормальную работу при относительной влажности воздуха 75 % и температуре 40 °С или 95 % и 25 °С; длительном крене судна до 15° и дифференте до 5°, бортовой качке с амплитудой до 22,5° и килевой —до 10° от вертикали; при колебаниях температуры окружающего воздуха от —30° до +55 °С.
В зависимости от атмосферных условий применяют элементы электрооборудования во влаго-, тепло- или маслостойком исполнении.
В зависимости от места расположения потребителей электрооборудование может иметь различную степень защищенности: открытое, защищенное, брызгозащищенное, пылезащищенное, закрытое, герметичное, взрывозащищенное. Кроме того, имеется специальное электрооборудование тропического исполнения.